«Мэппинг в чистом виде себя исчерпал, мы сверхусложнили задачу»: Как фестиваль «Чудо света» объединит 3D-мэппинг, балет и виртуальную реальность

10 апреля 2019, 08:18
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль света, который постепенно становится одной из визитных карточек Петербурга, примет зрителей 20 и 21 апреля на новом месте. В этот раз экраном для мультимедийного 3D-мэппинг шоу станет ТЮЗ на Пионерской площади. Представление под названием «Чудо света» посвятят Году театра, зрителей приглашают бесплатно. «Фонтанка» заглянула за кулисы творческого процесса и «подсмотрела» за тем, как художник Тимур Нургалиев в виртуальной реальности рисует то, что вы увидите на фестивале.

Под звуки музыки от Моцарта до самых современных эстрадных исполнителей (саунд-трек будет в большей степени, чем обычно, рассчитан на молодежь) 20 и 21 апреля на фасаде ТЮЗа оживут герои — Царица ночи, фея из волшебного леса. Откроется зеркальный коридор и мир парадоксов Эшера, театры масок и рук... Часть представления будет скрыта от невооруженных глаз, и её можно будет увидеть с помощью приложения дополненной реальности, доступного в Play Market’е и App Store. Но главное — «Чудо света», в отличие от других шоу, будет сочетать много элементов: и видеобалет, и живой театр, и рисование, и, собственно, мэппинг. Подготовка к такому проекту — дело хлопотное, и занимает не одну неделю, а рисование на фасаде — далеко не первая стадия подготовки.

Ещё в марте в хромакей-павильоне (помещение с зелеными стенами, которые потом можно будет «удалить» в видеоредакторе и «подложить» под изображение другой фон) снимали видео. Хореограф Полина Митряшина поставила танец для четырех танцовщиков — Игоря Бекагаева, Артура Галимуллина, Ольги Виноградовой и Ирины Поскорковой. Теперь этот контент объединят с другими составляющими мэппинга, в частности, с рисунками Тимура Нургалиева, которые и станут 3D-декорациями для танца.

Работа художника — самая заметная часть мэппинга для зрителя: яркие краски, пульсирующие фигуры неоновых цветов — то, что делает шоу запоминающимся в первую очередь. А вот процесс создания картинки — самый неприметный. В одной из комнат пространства Freedom на Казанской улице, в студии виртуальной реальности, в обычный рабочий день, когда по коридорам ходят другие посетители, создается то, на что через пару недель смотреть будет весь Петербург. Процессом «заведует» молодой человек в VR-очках и с джойстиками.

 

Тимур — художник-график, хотя и непрофессиональный, зато за его плечами — участие не одном фестивале света. Нургалиев легко нашел язык с трехмерным пространством и заставил, например, минувшей зимой «ожить» фасад здания Биржи.

Его коллега по проекту, видеохудожник и креативный директор студии Solaris FX Серафима Гаврилова, помогает Тимуру выбирать очередность появления фигур и их объем. Фасад ТЮЗа, по ее словам, даже удачнее Биржи за счет ровного пространства и отсутствия многочисленных изгибов. На фестивалях в Европе зачастую для мэппинга используются именно конструктивистские здания — они дают больше возможностей, отмечает Гаврилова.

Сложность создания виртуальных картин для мэппинга — еще и в их нестатичности: компьютер запоминает не только результат, но и каждое движение кисти художника, скорость появления той или иной фигуры. Плюс в данном случае движения Тимура должны соотноситься с движениями танцовщиков на видео. Наложение одного на другое будет сделано позднее и займет еще несколько дней.

«Мне кажется, что сейчас мэппинг в чистом виде — когда мы пришли, посмотрели, как здание разрушилось, собралось, сгорело — себя исчерпал, — говорит Серафима. — Это был просто аттракцион. Сейчас таким никого не удивишь, и все пытаются искать новые приемы. Мы себе сверхусложнили задачу: взяли и живого артиста, и VR. В другом номере тоже танцуют артисты, интегрированные в мэппинг — их костюмы получат продолжение на фасаде».

Основной проблемой традиционных мэппингов Гаврилова считает бессюжетность — и в новом проекте намерена рассказать историю, которая бы захватила аудиторию.

«Наше шоу ориентировано не на зрителя в театре, который купил билет и сидит в кресле — его внимание режиссер уже завоевал, — сравнивает она. — Тут надо еще получить полное внимание, и поэтому мы балансируем на тонкой грани между эффектностью и нарративом».

На этот раз создатели шоу постараются, чтобы положение зрителя относительно фасада играло не главенствующую роль.

«Есть проблема, с которой специалисты по мэппингу пытаются что-то сделать на протяжении всего времени его существования. По факту, все объемные эффекты видит определенное количество людей, которые стоят в определенной точке, — раскрывает профессиональные секреты Гаврилова. — Как любят шутить, обычно зрителям мешает какой-нибудь памятник, который стоит четко, как надо. Но мы с этой проблемой боремся — с помощью бестеневого мэппинга. Работая с контентом, мы готовим его в разных плоскостях. Отдельно считаем здание, отдельно колонны, отдельно статуи. Будем светить из разных углов и добиваться, чтобы и на боковые поверхности также попадала картинка».

Фестиваль «Чудо света» будут показывать два вечера подряд, по четыре сеанса каждый вечер: в 21.00, 21.30, 22.00 и 22.30. Так что мест должно хватить всем, и даже по центру. Вход расположится со стороны Загородного проспекта, выходы — справа и слева от здания ТЮЗа, а также на улицу Марата.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>